Разделы сайта

Главная

Развивающая профдиагностика

«ВЫБИРАЮ ПРОФИЛЬ» НА ЭТАПЕ ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ

Выбору профиля обучения в 8- 9 классах предшествует развивающая профдиагностика, главный смысл которой — знакомство учащихся с их психологическими особенностями с целью выбора профиля обучения и будущей профессии.

Диагностика психологических особенностей, профессиональных интересов и склонностей школьников — важнейший компонент допрофильной подготовки! профильного обучения.

Цель диагностики — не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация профильного и профессионального самоопределения. Школьники любого возраста с большим интересом выполняют задания, дающие возможность лучше узнать себя. Именно этот интерес является гарантией достоверности результатов.

В пособии представлено несколько методик, исследующих профессиональные интересы и склонности, мышление и личностные особенности.

«Профиль» (методика А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной)

Инструкция: Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится — минус.

   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

   11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

   21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

   31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

   41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Мне нравится…

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать за друзьями и родственниками, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов

Подсчитайте число плюсов в каждой из десяти колонок. Десять колонок — это десять видов профессиональной деятельности:
1. -физика и математика;
2. — химия и биология;
3. — радиотехника и электроника;
4. — механика и конструирование;
5. — география и геология;
6. — литература и искусство;
7. — история и политика;
8. — педагогика и медицина;
9. — предпринимательство и домоводство;
10. — спорт и военное дело.

Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к предмету или виду деятельности. Максимальный балл — пять — говорит о ярко выраженном интересе. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.

После того, как ребята подсчитали число баллов и записали их в пустых клетках, вы рассказываете, что каждая строка — это направление профессиональной деятельности (фактически это — профили обучения). После достаточно интенсивной работы ребятам необходимо расслабиться и обменяться впечатлениями. Вы дадите им такую возможность, если попросите сначала поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т. д. строке, только затем раскрывая значение этих строк (физика и математика и т. д.). Можно предложить ребятам сначала самим угадать, что обозначает та или иная шкала. Ваша эмоциональность и включенность может проявиться в ваших позитивных комментариях, живом интересе к полученным результатам.

В каждом классе есть немало ребят, показывающих слабый интерес ко всем направлениям. Учащиеся с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности — не могут выбрать из нескольких вариантов. Надо давать себе отчет, что групповая форма работы не может помочь всем — есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной профконсультации.