Разделы сайта

Главная

Музей энергосбережения

Указом Президента Республики Беларусь №537 2013 год объявлен в Беларуси годом бережливости. Основой бережливости является экологически и экономически обоснованное поведение человека. А значит приоритетным в деятельности музея энергосбережения гимназии остается воспитание человека ответственного, человека-гражданина и человека-хозяина.

С 1987 года в гимназии действует краеведческий музей. Экспонаты музея, собранные за долгие годы учащимися и педагогами гимназии, разнообразны и позволяют формировать тематические сменные экспозиции. Одна из таких экспозиций «Осветительные приборы» имеет непосредственное отношение к теме энергосбережения. Опираясь на материалы экспозиции, учащиеся – участники кружка «Спадчына», действующего при музее, проводили мини-исследования, изучали историю развития домашнего освещения от лучины до современной энергосберегающей лампочки.

Исследования, проводимые учащимися, занимавшимися в кружке «Юный исследователь» носили более прикладной характер и были посвящены изучению различных аспектов развития энергетики. Учащимися подготовлен целый ряд интересных проектов, среди которых такие как: «Стеариновый двигатель» , «Лампа-ночник»,  «Ветроэнергоустановка».

Одной из наиболее интересных и значимых работ кружковцев стал проект «Перспективы использования альтернативных источников энергии в Республике Беларусь», который занял третье место по результатам республиканского интеллектуального турнира среди студентов и школьников «Планета Креатив».

Именно этот проект подарил впоследствии эмблему музею энергосбережения гимназии.

Совместная деятельность двух кружков привела к созданию музейного уголка энергосбережения (октябрь 2010), который был реорганизован в музей энергосбережения (ноябрь 2012) решением педагогического совета.

На базе музея энергосбережения проводятся учебные, факультативные и кружковые занятия. Наиболее часто к материалам музея обращаются учителя физики, химии, географии, биологии, истории, белорусского языка и литературы.

Редакционно-издательская деятельность музея энергосбережения гимназии организована благодаря совместным усилиям актива музея и ученического самоуправления «Гимназическое содружество».

Осуществляются следующие виды работ:

  • Организация видео- и фотосъемки;
  • Проведение фотовыставок, презентаций;
  • Редактирование и подготовка к демонстрации видео- и фотоматериалов;
  • Издание рекламной продукции: буклетов, памяток, наклеек;
  • Подготовка, редактирование и издание раздаточного материала к учебным, факультативным и кружковым занятиям;
  • Оформление материалов лекций и экскурсий;
  • Размещение информации о деятельности музея на сайте гимназии;
  • Информирование о деятельности музея на страницах гимназической газеты «Гимназия-life».

На базе музея организована научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся. Для каждой возрастной группы выбрано определенное направление работы.

Лучшие работы будут представлены на районных краеведческих чтениях (апрель 2013 года).

Музей осуществляет координацию деятельности в области энергосбережения не только среди гимназистов, но и в социальном окружении.

На базе музея энергосбережения проводятся заседания действующей в гимназии комиссии по энерго- и ресурсосбережению. На заседаниях анализируется эффективность выполнения плана мероприятий по энергосбережению

Частыми гостями музея являются ветераны Великой Отечественной войны и ветераны-педагоги. Совет ветеранов педагогического труда Заводского района г. Минска ежемесячно проводит практические занятия «клуба бережливых», на которых обучаются азам энергосберегающего поведения. Ветераны с большим интересом слушают лекции, подготовленные учащимися, делятся своими воспоминаниями о развитии энергетики, эволюции осветительных приборов.

Проведение открытых информационных и классных часов, открытых учебных, факультативных и кружковых занятий способствует выявлению и распространению эффективного педагогического опыта в области энергосбережения.

В музее организована выставка научной, научно-методической, научно-популярной литературы по вопросам энергосбережения.

За время работы музея создан банк методических разработок энергосберегающей и экологической направленности.

Материалы творческой деятельности членов гимназического сообщества: плакаты, рисунки, загадки, пословицы; афоризмы, стихи, рассказы, сказки, фотографии, также представлены в экспозиции музея.

В настоящее время в основном и дополнительном фондах музея насчитывается свыше 150 экспонатов. Экспонирование осуществляется в соответствии с рекомендациями по организации деятельности музеев. На все экспонаты составлены акты приемки на хранение, информация об экспонатах занесена в инвентарные книги.

Планируется расширение взаимодействия музея с учреждениями образования микрорайона Чижовка в рамках реализации проекта «Чижовка – территория здоровья». Проведена рекламная акция по привлечению посетителей в музей, разработаны листовки, буклеты.

Приоритетные направления деятельности музея на ближайшие годы:

  • Привлечение учащихся и их родителей к организации и проведению энергосберегающих мероприятий;
  • Информирование населения о мерах по охране окружающей среды, об обеспечении экологической безопасности и энергосбережения;
  • Разработка методических рекомендаций по организации энергосберегающей образовательной деятельности;
  • Подготовка к публикации материалов из опыта работы педагогов гимназии по пропаганде идей энерго- и ресурсосбережения;
  • Разработка проектов, проведение ученических исследований по вопросам энергосбережения; создание макетов, моделей, а также действующих энергосберегающих устройств.